Государственный земельный надзор: новое в земельном законодательстве
Согласно пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года №1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
- требований законодательства о
недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного
участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим
предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный
земельный участок;
- требований о переоформлении
юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными
участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных
участков в собственность;
- требований законодательства об
использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их
принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным
использованием;
- требований законодательства,
связанных с обязательным использованием в течение установленного срока
земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства,
садоводства, огородничества, в указанных целях;
- требований земельного
законодательства органами государственной власти и органами местного
самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в
государственной и муниципальной собственности;
- требований законодательства,
связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для
использования по целевому назначению;
- требований законодательства,
связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными
лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и
ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения
требований земельного законодательства и устранения нарушений в области
земельных отношений.
Хотелось отметить бы ряд изменений и
новшеств по совершенствованию законодательства надзорной деятельности.
С 2018 года Росреестром применяется риск-ориентированного
подход при проведении плановых проверок использования юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями земельных участков
Устанавливаются
критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории
риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной
категории риска.
Введены три категории риска: средняя, умеренная и
низкая.
В отношении земельных участков, отнесённых к средней
категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не
чаще чем один раз в три года.
Периодичность проведения плановых проверок для
земельных участков, отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один
раз в пять лет, срок проведения плановых проверок – не более 17 рабочих дней.
В отношении земельных участков, отнесённых к категории
низкого риска, плановые проверки не проводятся.
С 28.01.2018 года введено положение об использование
проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых
проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом предусматривается,
что предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем включённых в
проверочные листы вопросов.