Суд установил исключения для органов публичной власти
|
Суд установил
исключения для органов публичной власти
|
В практике Управления Росреестра по
Курской области имел место случай судебного разбирательства по вопросу
признания незаконным решения органа регистрации прав о возврате документов без
рассмотрения.
Основания для возврата заявления и
документов, представленных для осуществления государственного кадастрового
учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения определены
положениями ст. 25 Федерального закона от
13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о
регистрации). Орган регистрации прав возвращает документы без
рассмотрения, если:
1) такие заявление и документы представлены в форме
электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем
формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
2) такие заявление и документы представлены в форме
документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые
слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы,
исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют
однозначно истолковать их содержание;
3) информация об уплате государственной пошлины за
осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты
подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной
системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате
государственной пошлины не был представлен заявителем;
4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится
отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения
права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника
объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на
государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением
случая, предусмотренного частью 1.1
статьи 19 Закона о регистрации;
5) заявление о государственном кадастровом учете и
(или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Предметом судебного разбирательства было решение органа регистрации прав
о возврате органу публичной власти (как стороне сделки) документов без
рассмотрения по основанию п. 3 ст. 25 Закона о регистрации (в связи с
отсутствием документа об уплате государственной пошлины).
При рассмотрении дела суды руководствовались налоговым законодательством.
Подпунктом 22
п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) за государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество юридических лиц установлена государственная пошлина.
При этом, согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35
НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ,
освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их
обращении за совершением юридически значимых действий, установленных названной
главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Обращение с заявлением о государственной
регистрации права на недвижимое имущество к исключительным случаям,
поименованным в пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ,
не относится.
В этой связи суды признали, что
положения п. 3 ст. 25 Закона о
регистрации на случаи, когда за государственной регистрацией прав на недвижимое
имущество обращается орган публичной власти не распространяются, поскольку у
него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины, и,
соответственно, отсутствует обязанность по представлению документа о ее уплате
в составе документов, представленных в управление для государственной
регистрации права.
Елена
Милюкина,
ведущий
специалист-эксперт отдела
по
контролю (надзору) в сфере саморегулируемых
организаций
и правового обеспечения
Управления
Росреестра по Курской области